Ковер (с древнерусского ковьръ) — тканное, плотное изделие из различного рода пряжи или синтетическая имитация, предназначенное для покрытия стен, полов иногда иных поверхностей в помещении — диван, стол (в утеплительных или декоративных целях).
На протяжении нескольких веков ковер не только был значимым символом достатка, но искусством, так как для выделки требовался кропотливый длительный ручной труд.
Одним из древнейших изобретений для утепления и декорирования любого дома: от юрт кочевых племен до роскошных дворцов в барочном стиле — являлся ковер.
Азербайджанский ковер — нематериальный культурный шедевр наследия человечества
Специфика обработки
По исполнению и характеру узоров ковры делятся на три группы: безворсовые, ворсовые и войлочные. В XIX веке, после
изобретения анилиновых красителей ковровое производство перетерпело чрезмерное оживление. Повысилась конкуренция, ковры сильно упали в цене. Европа, Турция и Китай потеснили вековую гегемонию Персии. По сей день лучшие ковры из шелковых нитей — весьма дороги. Сегодня синтетические и полимерные красители уверенно вытесняют анилиновые. Они не линяют и закреплять не нужно. Хромовые — современные, третье поколение красителей. От натуральных по своим свойствам практически не отличаются но уступают по яркости цвета. Как бы то ни было, современные технологии уровняли качество синтетических и шерстяных ковров. При том, что в эксплуатации серьёзно выигрывают синтетические ковры, за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологических процессов производства и способов закреплений пряжи на основе выделяются несколько типов ковров: тафтинговые (пучковые), плетеные, иглопробивные, тканые и войлочные. Тафтинговое и иглопробивное производства автоматизированные, скоростные, дешевые. Значительно сложнее и медленнее изготовление тканых ковров. Тканые ковры, имитируя ручную работу, ощутимо дороже иглопробивных и тафтинговых. Состоят из 2-х перекрещивающихся нитей: поперечных и продольных, представляют собой ровные текстильные изделия.
Этимология
Если верить этимологическим словарям с латинского carpita означат толстая шерстяная ткань, с переходом в другие языки. Согласно другому мнению карпет, ставшее армянским словом, упоминается во множественных европейских языках, как обозначения ковра в целом. В средневековых армянских рукописях «ковёр» в созвучии каперт упоминается впервые в Библейском переводе V век. Обозначение слова «каперт» от корня «кап» — «узел». Скорее всего для перенятия термина в европейские языки, способствовали армянские купцы, которые в странах Европы в середине века развернули актив деятельность, куда ввозили в числе других товаров и ковры. Так, в частности, флорентийский купец и банкир Франческо Бальдуччи Пеголотти живший в начале 14 века, который в свеём труде подробно написал о торговом пути, что с 1274 года по 1330 г. из армянских городов Сис и Айас, ввозились во Флоренцию ковры. Известный путешественник и странник Марко Поло писал о предназначении киликийского городка Айас в международной торговле, в 1271 году на армянском судне он отплыл домой, в Венецию.
Впервые слово горг на армянском языке встречается в письменах, источниках в виде надписи, датируется 1242-1243 г, которая в Нагорном Карабахе вырезана на стене церкви Каптаван. Григор Капанцян — арменовед, склоняется к тому, что «горг» относится к словарному хетто-армянскому фонду, где оно имело место быть в словах «куркас», «курк». Свидетельствуют арабские хроники, что слово «хали» или «кали» или иначе «гали», которое означает в мусульманском мире «ковёр», ведет происхождение от славящегося ремеслом города Карина, который назывался арабами Каликала (ныне Эрзурум, Турция). Из знаменитого армянского города коврами Каликала, находившегося на стратегически важном пути из Персии в Европу, «вывозятся ковры и аз-залали, называют кали». Согласно писателю и учёному 13 в. Якут аль-Хамави. Ковры на сокращенном арабском город Каликала, называли «кали». Марко Поло в своих дневниках ковры из этих мест восхвалял, как наикрасивейшие в мире. Иосиф Орбели — академик, так и пишет, что „ковёр“ происходит от армянского языка.
История ковроткачества
Не одну тысячу лет насчитывает история тканых ковров. Люди с давних пор украшали жилье коврами. Тканые вручную, простые и плотные куски вязаной материи не только декоративным целям служили, но и указывали на достаток хозяев, а важнее — служили хорошим утеплителем.
Первые в истории картины из ткани, изготовлены по технологии ковров, датируются 16-11 в.до нашей эры. В эпоху Нового Царств, в гробнице Тутмоса 4-го нашли их изображения. В Бени-Хассане найдена Фреска (10 в до н.э) скрывала наидревнейшее изображение в истории — процесс изготовления ковров. Самый старый из оставшихся ворсовых ковров создан в 5 в. до н.э. Обнаружили его археологи на Алтае в Пазырыкском кургане, хранится он в Эрмитаже. Предметом дискуссий является место возникновения ковра. Скорей всего создан он в Западной или Центральной Азии, возможно в Армнии. Лаконичным орнаментом украшен пазырыкский ковер с ярко выраженными зооморфными и антропоморфными элементами. Не только украшением служил этот вид покрытия, но и хранителем важной информации. Часто ковер читался как книга. При правильном условии содержания ковры можно хранить не одну сотню лет. Особенное признание ковровые изделия заслужили у кочевых народов и стали зачастую распространяться по племенам, живущих в легких юртах. В среде кочевых народов рождение ковра обусловлено их бытом — резким континентальным климатом. Ислам, диктовал свои строгие, суровые правила, запрещающий изображение живого мири: с ковров пропали птицы, лошади, верблюды. На Востоке доминирующей религией стал ислам, орнамент ковров заговорил на языке символов и абстракций, превратились в тканые выражения Корана. Таким образом, для посвященного персидский ковер — книга о устройстве мироздания. О многом мог рассказать цвет ковра. Ввиду их дорогой стоимости и редкости ковры были обязательным принадлежностью выплачиваемой дани.
Даже в наше время для утепления любого жилища удобство ковров трудно переоценить. Исключительно трудоемкой ручной работой обусловлена высокая стоимость ковров. Применение редких красок, которые нередко приходилось завозить издалека. Очень трудно было с ювелирной точностью окрасить шерсть в домашних условиях. В каждом квартале проживал свой красильщик. В сельском районе бродячий мастер-красильщик предупреждал криком о своем приходе. В некоторых мастерских натуральные краски используют для окраски ковров. Они дорогие, но сойкие, на века. Красители ярко синего цвета получают из индиго, а из армянской кошенили местные мастера добывают красную карминовую краску. Для получения жёлтого цвета из Ирана привозят лучший шафран. Из корней марены до сих пор получают красную краску. Порой химчистка бывает единственным спасением произведения искусства.
В фотографии
Ковёр с дореволюционных времён является принятым фоновым элементом в бытовой отечественной и праздничной фотографии. Ввиду того, что подобные фотографии рябят и оставляют впечатление засоренности подобная практика многими профессиональными фотографами не одобряется, а рисунки ковра будут отвлекать внимание и привносить в кадр много смыслового мусора.
главная-http://himchistka-kovrov1.ru/